Питер Уир - Австралийский кинорежиссер - 1944 года рождения
Питер Уир родился 21 августа, 1944 года в Сиднее, Новый Южный Уэльс, Австралия. Фильмы режиссера Питера Уира на нашем сайтеНезависимость и увлеченность своими идеями Уир начал проявлять с юных лет. Сперва он бросил учебу в университете Сиднея чтобы полностью посвятить себя продолжению отцовского дела по продаже недвижимости, а спустя некоторое время забросил и это занятие. Душа рвалась повидать мир, тот, который находится с другой стороны Земли, в далекой, по меркам отрезанной от мира Австралии, Европе. Испытав радость познания неведомого, Уир обнаружил в себе потребность творческого самовыражения.
|
По этой причине он не стал возвращаться на фирму к отцу, а пришел на местное телевидение, изучил новые для себя профессии оператора и художника-постановщика, а в свободное время создавал короткометражные телевизионные ленты, которые, и это признавали все, с кем Уиру приходилось работать, сильно отличались от привычного продукта массовой индустрии развлечений, более того, многие из канонов жанра переворачивали с ног на голову. Уже в 1969 году рвение молодого таланта заметили на киностудии Commonwealth Film Unit и подписали с ним контракт. Обязанности были прежние, но исполняя работы помощника оператора у него появилось больше возможностей создавать собственное кино. Творческое рвение не заставило себя долго ждать.
|
По признанию киноведов, вклад Уира в возрождение австралийского кинематографа в конце 70-х заключается в его способности изобразить неизбежное разрушение рационального мира неведомыми силами, которые не подчиняются законам нашего мира. Он заработал репутацию самого элегантного режиссера Новой Австралийской кинематографии, возведенную на его восприятии своего континента – от ландшафтов до культурного наследия – с чувством неподдельного удивления. Первый полнометражный фильм Уира, «Автомобили, которые съели Париж», снятый в 1974 году, рассказывал об ужасе, таящемся в небольшом австралийском городе на отшибе под названием Париж, основная прибыть в котором происходит от строительства скоростных шоссе. Страшная история в готическом стиле была пропитана фетишистским черным юмором.
|
Совсем иной предстала и атмосфера призрачного ужаса в «Пикнике у Висячей скалы» (1975). В той истории, происходящей на рубеже столетий, девочки из пансиона благородных девиц отправляются на прогулку к местной достопримечательности – Висячей Скале. Трое из них, отделившись от группы, пропадают при загадочных обстоятельствах. В ленте прослеживались мотивы сексуальной революции, человеческой жестокости и потребности найти сенсацию на горе и отчаянии других людей. В полной мере мотив противостояния обыденного и мистического окружающего мира нашли воплощение в «Последней волне» (1977). Люди Цивилизации перестали верить в то, что творится внутри человека, что позволяет ему предугадывать и предвещать события. Так австралийского аборигена за его предсказания приливной волны, которая поглотит город, отправили в психиатрическую лечебницу. Но не только шаманствующий местный житель, но и редкие представители Большого города, имевшие корни в семьях предсказателей, чувствовали неизбежность надвигающейся катастрофы. По признанию Рассела Кроу, «Последняя волна» была одним из самых страшных фильмов его детства. С ним трудно не согласиться. Ощущение опасности невозможности противостоять силам природы, которые обрушивали на пустынные земли дождь из булыжников, непрекращающиеся несколько недель в засушливых местах, ливневые дожди, возгласы аборигена, предвещающего катастрофу – на протяжении всего фильма всепоглощающее ощущение скорой опасности и конца света не позволяли зрителю расслабиться, ибо все происходящее было почти реальным. В любой миг непредсказуемая природа может нанести свой удар.
|
Апофеозом идеи ранних картин Уира о невозможности противостояния стабильного развитого общества наполняющим его опасностям и не подчиняющимся людской воле силам природы стала утопия 1981 года «Галлиполи». Слаборазвитое в культурном отношении общество, все могущество которого происходило от сильного чувства товарищества и лояльности, идет войной против обслуживаемой ими империи, в которой нет никаких предприятий, а проживают только привилегированные классы. Картина получила большой международный резонанс, показав во всей красе очевидную изоляцию Австралии от мира в контексте снобистского, очевидно эксплуататорского и некомпетентного в деле управления удаленными территориями, Британского господства. А международный успех ленты позволил прославиться по всему миру молодому актеру Мэлу Гибсону.
|
В австралийском кино конца 70-х начала 80-х годов старались избегать романтических отношений и психологии сосуществования мужчин и женщин. Однако в 1982 году своей картиной «Год, опасный для жизни» он поднял проблему вымирания малочисленных народов в странах третьего мира. Австралийский журналист (Мэл Гибсон) и работница посольства Сигурни Уивер начинают испытывать сильную взаимную привязанность, переросшую в любовь, во время политического противостояния в Джакарте в 1965 году. Уир поставил на первый план в развитии взаимоотношений не только людей, но и время, место и обстоятельство действия, ибо в случае другого развития ситуации, эти люди наверняка не узнали бы друг о друге, или испытывали совсем иные чувства. Картина, к сожалению, не получила общественного признания, но, хотя и не была взята ни одним американским кинодистрибьютором, считается первой Голливудской лентой Уира.
|
В триллере «Свидетель» (1985), Уир достоверно воссоздал простые, но не всегда адекватно воспринимаемые широкой общественностью, особенности многочисленной секты амишей — жителей ланкастерского района Пенсильвании, ведущих почти натуральное хозяйство и оторванных от цивилизации, находясь, в буквальном смысле, окруженными ею. Эти особенности особенно выгодно смотрелись, контрастируя с коррумпированным миром городской полиции. Харрисон Форд исполнил в этой картине роль честного полицейского Джона Бука, которому приходится совмещать я в себе эти два таких непохожих мира. Уиру виртуозно удалось создать фильм, согласно голливудским требованиям, удержаться от создания глянцевого боевика и не принести в жертву свой особенный стиль повествования. Эти старания были вознаграждены номинацией на премию «Оскар» за лучшую режиссуру.
|
Недооцененной оказалась работа Харрисона Форда и в ленте Уира «Москитный берег» (1986), где он предстал в образе изобретателя-идеалиста, который отправляется со своей семьей из цивилизации в глухую деревню в Центральной Америке. Но там его «американские» качества приобретают разрушительную силу. Фильм стал одним из самых мрачных творений Уира, чему немало поспособствовала сценарная адаптация Пола Шрейдера трудно экранизируемого романа Поля Тэро.
|
Работа над «Обществом мертвых поэтов» стала, своего рода, обращением к Голливудской системе создания кинокартин, чем к элитным заведениям. Здесь Робин Уильямс предстает преподавателем литературы и пытается привнести в традиционное образование элитного учебного заведения свежую струю, заинтересовать юных студентов литературой, зародить в них жизни, уснувшую под благосостоянием их родителей. Его попытки наталкиваются на непонимание руководства школы, родителей учащихся его класса и в итоге приводят к трагическим последствиям. За эту картины Уир был во второй раз выдвинут на соискание премии «Оскар» как режиссер, но премию фильм получил за лучший оригинальный сценарий, а за режиссуру в том году получил награду Оливер Стоун за фильм «Рожденный 4-го июля».
|
Но если говорить о полноценном пришествии Уира в Голливуд. То случилось это годом позже, в 1990-м, когда на экраны вышла романтическая комедия «Вид на жительство». Эта лента с Энди Макдауэл в главной роли стала пропуском в американское кино для Жерара Депардье. Неожиданно для многих эта лента была также номинирована на премию Американской киноакадемии. На этот раз в категории «Лучший оригинальный сценарий». В 1993 году были «Бесстрашные» драма с Джеффом Бриджесом и Джоном Туртурро о том, как по-разному люди противостоят трагедии. А за этим последовало пятилетнее затишье.
|
Питер Уир вернулся с большим шумом вокруг своего имени. Перспективный и очень модный комедийный актер Джим Керри в его картине 1998 года «Шоу Трумана» был одновременно и комиком и трагиком. Его герой, живущий в идеальном мире, неожиданно обнаруживает, что все, что происходит вокруг него – это телевизионное шоу, где каждый шаг транслируется на телеканалы всего мира и его жизнь – это шоу a-la «За стеклом». Случилось так, что во многом благодаря Уиру Кэрри решил повзрослеть и его последние работы куда меньше эксплуатируют его способность комедианта и выдающегося мимика. Так было и с Харрисоном Фордом и Робином Уильямсом. Увидеть в человеке его скрытый талант – это дар, которые отличают Уира он многих.
|
Спустя еще пять лет Уир возвращается на большой экран с еще одним масштабным проектом «Хозяин морей. На краю Земли». История двух друзей, воевавших вместе еще во флоте адмирала лорда Нельсона – капитана корабля «Сюрприз» Джек Обри и судового врача и корабельного натуралиста Стивен Мэтьюрин – завоевала сердца миллионов читателей по всему миру благодаря двадцати томам их приключений, описанных в книгах Патрика О'Брайана. События происходят в 1805 году. Оторванный от мира, корабль «Сюрприз» бороздит просторы океанов и выполняет задание Королевы Англии не пустить французский фрегат в Тихий океан, где солдаты армии Наполеона могут нанести непоправимый ущерб индийским колониям страны. Уникальность ленты в том, что до сих пор никто не воссоздавал с такой тщательностью быта, порядков и обычаев, царящих на кораблях британского флота. Во многом это стало возможным благодаря исторически достоверным романам Патрика О’Брайана. Люди месяцами не видят земли, они обязаны находиться рядом друг с другом на протяжении времени, которое бы иным показалось вечностью. И только мастерство капитана, соблюдение строжайшей дисциплины и уважение позволяют морякам выживать в этих невыносимых условиях. Вот так Уир снова оторвал людей от мира, на этот раз цивилизация уменьшена до размеров военного корабля, и снова противопоставляет человека стихии, над которой тот не властен. И вновь исследует богатство и многогранность человеческой души.
Фильмы режиссера Питера Уира на нашем сайте